Похоронная страховка — это давно известный на Западе вид страховых услуг. Подразумевая оплату страховщиком услуг по организации похорон, специальный полис пользуется огромной популярностью у иностранцев.
В нашей стране ритуальное страхование, как отдельный вид услуг, появилось в 2014 году и до настоящего времени остается некой экзотикой. Основная причина подобного отношения состоит в менталитете россиян, которые в большинстве своем считают похороны чем-то очень личным. Многие люди просто не готовы обсуждать их организацию с кем-то посторонним, в том числе со страховыми агентами.
Впрочем, несмотря на наличие своеобразного табу, знать о новой услуге все же следует. И особенно важно это для одиноких людей, о которых некому позаботиться после смерти. Если систематизировать доступную информацию, то получится следующее:
срок действия полиса пожизненный, а единственным страховым случаем является смерть клиента, причем независимо от причины;
договор «похоронного» страхования может заключить любой человек, при этом допускается покупка полиса не только для себя, но и для родственника;
размер суммы страхового возмещения определяет клиент, как правило, она варьируется от 15 до 300 тыс. руб.;
ежегодная сумма взносов рассчитывается индивидуально и определяется с учетом возраста, состояния здоровья, пола, программы страхования и т.д.;
в соответствии с пожеланиями клиента, получить страховку может как родственник, так и любое другое лицо, указанное в договоре;
оплата страховки может осуществляться как единовременно, так и фиксированными платежами в рассрочку.
Как отметила Наталья Дружинина, руководящая Департаментом страхования «РГС-Жизнь», максимальную востребованность ритуальная страховка приобрела у лиц в возрасте от тридцати пяти до семидесяти лет. При этом наиболее популярны полисы, стоимость которых составляет 100 тыс. руб. На их долю приходится около 50% от общего числа заключенных договоров. Второе и третье место заняли полисы стоимостью 50 и 150 тыс. руб.
Еще один эксперт, Павел Самиев, представляющий Национальное агентство финансовых исследований, считает, что в ближайшее время ритуальное страхование вряд ли станет массовым продуктом в нашей стране. С одной стороны популяризацию данной услуги тормозит низкий уровень доверия к страховщикам в целом, с другой — особенности менталитета, о которых мы говорили выше. В то же время следует отметить, что вопреки мнению эксперта постепенно спрос на данный вид услуг все же растет. К примеру, в течение 2015 года общая сумма, вырученная от продажи ритуальных страховок, составила 1 млрд. рублей. А всего год спустя эта цифра выросла на треть. Таким образом, можно утверждать, что потенциал у данного вида страхования в РФ все же есть.